ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

«Культурфильмы» из коллекции Госфильмофонда на биеннале современного искусства в Екатеринбурге

Текст: старший куратор Госфильмофонда РФ, вице-президент ФИАФ Пётр Багров

14 сентября – 12 ноября в Екатеринбурге проходит 4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. В этом году тема биеннале – «Новая грамотность». Здесь, конечно, наряду с авангардом сегодняшним, напрашивается и авангард 1920-х – 1930-х гг. – тем более в год 100-летия революции.

28-29 октября Госфильмофонд России представил на биеннале программу редких культурфильмов. Культурфильм – гибрид игрового, документального и анимационного кино. Аборты и омоложение, неврастения и аварии на производстве, переливание крови и разведение кроликов – содержание культурфильмов было самым разнообразным. Форма, впрочем, тоже. Неизменным оставалось одно – установка на максимальную выразительность кадра: он должен был приковать внимание зрителя и надолго остаться в памяти. Расцвет советского культурфильма (пришедшего в СССР из Германии) пришёлся на 1920-е – 1930-е гг.

«Больные нервы» (1930)

История советского кино без культурфильма немыслима. Дань этому уникальному жанру отдали чуть ли не все известные кинорежиссёры 1920-х – 1930-х гг.: Эйзенштейн, Пудовкин, Кулешов, Вертов, Барнет. В дальнейшем культурфильм преобразовался в более привычный для нас научно-популярный фильм. Но и здесь всегда оставалось место для эксперимента и даже авангарда.

Широко известно богатейшее собрание игровых и мультипликационных фильмов Госфильмофонда. Научно-популярные картины востребованы существенно меньше. Но в последние годы пробуждается интерес и к этому виду кинематографа. Программа культурфильмов из собрания Госфильмофонда уже демонстрировалась в 2016 году на фестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге (наряду с фильмами из коллекции РГАКФД). Программа имела большой успех, отчасти неожиданный и для самих организаторов ретроспективы. В результате Госфильмофонд получил приглашение принять участие в Уральской биеннале.

Невероятно, но факт! (1932)

В Екатеринбурге было показано семь картин 1929-1943 гг. Среди них – работа классика советского научно-популярного кино Ноя Галкина «Больные нервы» (1930), оформленная выдающимся художником Николаем Акимовым; один из первых советских звуковых мультфильмов «Улица поперёк» (1931), снятый будущими классиками Владимиром Сутеевым и Львом Атамановым и призывающий к соблюдению правил дорожного движения; азербайджанский «оборонный» фильм о переливании крови «Будь готов» (1938) и др. Наиболее живую (и даже бурную!) реакцию вызвала остроумная, хулиганская картина Георгия Васильева «Невероятно, но факт!» (1932). Этот культурфильм о разведении кроликов Васильев снял непосредственно перед главным своим шедевром – «Чапаевым».

Показ фильмов сопровождался вступительными лекциями старшего куратора Госфильмофонда П.А. Багрова.