ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

Картины из собрания Госфильмофонда на главном фестивале немого кино

C 30 сентября по 7 октября в итальянском городе Порденоне проходил 36-й фестиваль «Дни немого кино» («Le Giornate del Cinema Muto»). Начинавшийся некогда как мероприятие камерное, рассчитанное на небольшую группу киноведов, сегодня, несмотря на узкую специализацию, считается одним из наиболее престижных и высококлассных мировых кинофестивалей. Зал почти на 1000 мест бывает переполнен, очереди заполняют главную площадь города. Здесь и киноведы, и архивисты, и сотни любителей кино, съезжающихся со всех частей света. В наши дни фестивали немого кино проходят почти во всех странах мира, но «Дни немого кино» в Порденоне остаются важнейшим из них.

Госфильмофонд принимает участие в фестивале почти с самого его основания, причём ежегодно. Дело не только в огромном интересе к русскому и советскому немому кино, но и в замечательной коллекции зарубежных немых фильмов, хранящейся в Белых Столбах.

В этом году советская часть программы в Порденоне была посвящена так называемым фильмам-путешествиям 1920-х – начала 1930-х гг. – этнографическим картинам, пользовавшимся в своё время огромной популярностью. Цифровые копии фильмов были предоставлены Российским государственным архивом кинофотодокументов в Красногорске.

Госфильмофонд в этом году был представлен всего двумя лентами. Но каждая из них заняла важное место в программе.

Фильм Якова Протазанова «Аэлита» (1924) хорошо известен и в России, и за рубежом. Он был включён в ежегодную рубрику «Пересматривая канон». Как в 1920-е годы, так и сейчас, картина вызывает противоречивые отклики: одни считают её шедевром авангарда, другие – прямолинейной коммерческой лентой. Но в чём единогласно сошлись зрители в Порденоне – это в восхищении качеством 35-миллиметровой копии, напечатанной в Госфильмофонде. XXI век – век цифрового кино, но тем значительнее становятся всё более редкие показы с киноплёнки. Богатейшие оттенки серого цвета, составляющие одну из главных особенностей операторской работы в классическом чёрно-белом кино, зачастую теряются при плохой печати и некачественной оцифровке. У современного зрителя нередко уже отсутствует представление о том, как должен выглядеть на экране чёрно-белый фильм. Поэтому сегодня высокое качество кинокопии само по себе может стать событием, затмив художественные достоинства картины. Это и произошло с госфильмофондовской копией «Аэлиты», показанной в Италии.

Вторая картина из собрания Госфильмофонда, демонстрировавшейся в Порденоне, – совсем небольшая, она идёт всего четыре минуты. Фильм «Дуэль после бала» был снят во Франции на студии Братьев Пате. Мы не знаем имён режиссёра, оператора, артистов. Что немудрено для картины, поставленной 117 лет назад, в 1900 году. Единственная в мире копия сохранилась в Белых Столбах. Фильм стал частью интереснейшей программы «Живые картины» («Tableau vivantes»). И не просто частью, но «лицом» этой программы: кадр из «Дуэли после бала» украшал и фестивальный каталог, и анонсы, и презентацию перед сеансом. «Живые картины» – это феномен раннего кино, «экранизация» произведений живописи и графики. Известные картины оживали на экране, разыгрывались небольшие сценки, в точности повторяющие композицию классических живописных работ. Представленная Госфильмофондом «Дуэль после бала» – экранизация картины французского художника Жана-Люка Жерома «Дуэль после маскарада» (1857-59).

В дальнейших планах фестиваля «Дни немого кино» – сразу несколько крупных показов, связанных с Госфильмофондом. В первую очередь, это ретроспектива «неканонической классики» – некогда прогремевших, а ныне основательно забытых советских картин конца 1920-х – начала 1930-х гг. А также показ новой реставрации одного из величайших произведений советского кино – фильма Фридриха Эрмлера «Обломок империи» (1929), – над которой Госфильмофонд работает совместно с архивистами Голландии, Швейцарии и США.

«Дуэль после бала» (1900)

«Дуэль после маскарада» (1857-59)

Так же
Фильм Александра Аскольдова «Комиссар» в Вене
Телеканал РБК Уфа об открытии кинофорума в Республике Башкортостан
Официальный YouTube-канал Госфильмофонда России
Уфимцы увидят «Золотую коллекцию Госфильмофонда» и любимых актеров