ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

«Авроре» зададут пороху

Источник: «Фонтанка.ру»
Автор: Алина Циопа

На «Ленфильме» для выставки к 100-летию Октябрьской революции реставрируют макет легендарного крейсера, уникальный тем, что именно он стрелял в советском фильме «Залп «Авроры». Причем стрелял по-настоящему.

Фильм «Залп «Авроры»», снятый на «Ленфильме» в 1965 году, может помнить только старшее поколение: он так и не был оцифрован, и потому не шел по телевидению, не попал в интернет… Лента просто прошла в кинотеатрах и была забыта на полвека. И это — несмотря на блестящий актерский состав: Бруно Фрейндлих играл командира «Авроры», Павел Луспекаев – офицера, Кирилл Лавров – комиссара крейсера, Владимир Татосов – Якова Свердлова… Прямо-таки команда мечты! И это только начало длинного списка. Ко всему прочему, в картине звучала музыка Василия Соловьева-Седого.

Фильм рассказывал о событиях на «Авроре» во время Октябрьского вооруженного восстания. Ну и, естественно, в нем не могло не быть эпизода с выстрелом из корабельной пушки, который кинематографисты, вероятно, не разобравшись, окрестили «залпом» – хотя это слово подразумевает одновременный выстрел нескольких орудий, которого на самом деле не было.

Но палить ради фильма из пушки самой «Авроры» не стали (возможно, чтобы не пугать горожан), предпочтя сделать правдоподобный макет, который позволял бы снимать несколько дублей выстрела. Этот прием и сейчас используют в кино — например, в «28 панфиловцах» «снимались» не настоящие танки, а их макеты.

Пленка в «Залпе «Авроры»» была черно-белой, а качество картинки – не столь высоким, как то, к которому привыкли кинозрители XXI века. Так что обычные трудноразрешимые проблемы бутафоров, такие как масштабирование воды и дыма, разрешались сами собой. Правда, профессиональные кинематографисты, видя кадр из фильма, на котором «Аврора» стреляет, подмечают, что город на заднем плане выглядит неестественно, да и человечки на палубе — не настоящие. Но на то они и профессионалы – а обычному зрителю трудно поверить, что перед ним не реальное фото с места действия.

Чтобы деревянный макет мог стрелять, «Аврору» сделали с секретом: одна из пушек была выполнена из металла, в нее закладывался порох, к залповому механизму подводились электрические провода, по которым в нужный момент пускали ток, и пушка «стреляла». Специальная химическая смесь засыпалась и в трубы корабля, и к ним также изнутри подводились провода, которые нагревали смесь, и она дымилась. Вся эта красота во время съемок стояла в бассейне, установленном во втором павильоне «Ленфильма».

К сожалению, макет «Авроры» погружаться в воду больше не будет, как и стрелять: восстанавливать эти функции киностудия не планирует – в отличие от освещения. Дело в том, что макет длиной 4,5 метра, высотой 1,2 метра и шириной 70 сантиметров мало того, что точно воспроизводил внешний облик корабля (герб на носу, якорь, кнехты на палубе, тросы, etc.), так был еще и богато подсвечен. Светилась изнутри рубка, шел свет из иллюминаторов, горел большой фонарь. Теперь, при ремонте, схему внутреннего освещения немного изменят: раньше «в трюме» находились три люминесцентных лампы, а теперь будет светодиодная лента. А рубку подсветят 12-вольтовыми маленькими лампочками, наподобие тех, что были в советских гирляндах.

Сейчас макет стоит по центру бутафорского цеха, под пристальными взглядами Маркса и Ленина, чьи бюсты пылятся на шкафу. Вокруг дым стоит коромыслом: мастера выпиливают детали для замены сгнивших палуб на новые, меняют леера, красят борта, которые потом еще предстоит искусственно состарить…

Чтобы бутафоры могли свериться с оригиналом, на стене висят чертежи самого крейсера и кадр из фильма. Но в разговоре с «Фонтанкой» сотрудники цеха признались, что отличие от оригинала все-таки есть: у макета меньше пушек. Но почему так было сделано — спросить уже не у кого: из тех технических специалистов, что работали над фильмом, до наших дней, по данным киностудии, никто не дожил.

Зато «Фонтанка» связалась с актером Владимиром Татосовым, который сыграл в этой картине Якова Свердлова – одну из главных ролей. Он хорошо помнит, как проходили съемки.

— Вы знаете, что на крейсере «Аврора» после того, как вышла премьера этого фильма, висел мой портрет? – первым делом поинтересовался актер. – Я был на нем в роли Свердлова с телефонной трубкой. Начальником музея крейсера был легендарный человек, воспетый Солженицыным в романе «Один день Ивана Денисовича» – арестованный по политической статье (за то, что принял кортик от иностранного адмирала) капитан второго ранга Борис Бурковский. Когда он позвонил мне и пригласил на встречу с нахимовцами, я подарил им этот портрет — не знаю, сохранился он в музее крейсера или нет.

Кадр из фильма «Залп

Кадр из фильма «Залп «Авроры»»

Владимир Михайлович вспоминает, что герои, которых он и его друзья-актеры играли в этом фильме, не были для них легендарными фигурами из далекого прошлого – это были реальные люди: участники революционных событий в то время даже наведывались на съемочную площадку, доставляя кинематографистам немало хлопот.

— Бывший комиссар крейсера «Авроры» – матрос Белышев – был тогда еще жив, его в фильме сыграл Кира Лавров, – рассказывает Владимир Татосов. – В фильме есть сцена: в кабинет Свердлова приходит матрос Белышев с моряками, и я как председатель ВЦИК ему вручаю первый мандат комиссара крейсера «Авроры» и поздравляю его с этим событием. И тут на «Ленфильме» появляется живой Белышев! И при мне режиссура спрашивает у этого пожилого маленького мужичка из Владимирской области: «Скажите, пожалуйста, кого бы вы хотели увидеть в вашей роли, когда вы были молодым моряком?» «Я бы хотел, чтобы меня сыграл Олег Стриженов!» – отвечает этот курносый мужичок. Он любил фильм «Овод», где играл Олег Стриженов, красавец-герой, и хотел, чтобы его тоже сыграл Стриженов. Мы смеялись до упаду. И композитор Василий Павлович Соловьев-Седой тоже умирал от хохота, когда побеседовал с этим Белышевым. Он ему задал вопрос: «Огонь-то был из холостых?» А тот уперся: «Я пырнул снаряд боевой!» Соловьев-Седой говорит: «Что ты врешь, теперь уже всем известно, что это был сигнал, а не удар по Зимнему!». Потом в сценарии был какой-то человек, которого играл Паша Луспекаев, и, когда снимался фильм, этот человек устроил скандал: мол, меня в вашем фильме хотят повесить на мачте, как левого эсера, а это неправда! Каждый из них отстаивал свою правоту. Поэтому мы все относились к происходящему с юмором, конечно, но их не злили, потому что это было бы глупо.

При этом сам фильм Владимир Татосов считает откровенно плохим, несмотря на звездный актерский состав: он крайне невысоко оценивает уровень сценария и режиссуры фронтовика Юрия Вышинского, считая их примитивными, «для учащихся средней школы периода советской власти». И говорит, что лента не пользовалась успехом у зрителя.

«Единственное, что там было потрясающе сделано — это грим», – вспоминает он.

И с удовольствием рассказывает историю о том, как впервые перевоплотился в Свердлова. Произошло это несколько раньше, благодаря режиссеру Сергею Васильеву – одному из тех братьев Васильевых, что сняли знаменитого «Чапаева». Речь шла о картине «В дни Октября». Васильев, памятуя о том, что Свердлов умер достаточно молодым (в 33 года), решил, что актер, до этого постоянно игравший этого революционного деятеля, – Леонид Любашевский – стал уже слишком возрастным для этой роли (тому было за 60). И захотел попробовать в этой роли Татосова. Актера загримировали, и режиссер велел ему без предупреждения ворваться на совещание руководства «Ленфильма» – чтобы посмотреть реакцию. Эффект, произведенный на собрание, превзошел ожидания: все видели в нем Свердлова, но никто не узнавал в гриме самого актера, пока тот не представился. Однако тот подход к роли все равно не удался: молодой Татосов не смотрелся рядом с уже выбранным возрастным исполнителем роли Ленина – Владимиром Честноковым. И режиссер от эксперимента отказался, вернувшись к кандидатуре Любашевского. Зато оставшиеся с тех пор на киностудии фотографии с проб позволили Татосову практически «автоматом» получить роль Свердлова в картине «Выстрел «Авроры»».

Кстати, увидеть эту картину, как и сам макет «Авроры», петербуржцы смогут всего через месяц с небольшим. «Госфильмофонд» уже занимается оцифровкой ленты, которую планируется показать на «Ленфильме» ориентировочно 16 ноября. А 20 ноября в стенах киностудии открывается выставка, посвященная 100-летию революции, на которой будет представлен и этот макет, и пулемет товарища Сухова из «Белого солнца пустыни», и костюмы из «Контрибуции» и даже самый настоящий броневик (его хотят поставить прямо перед входом на студию). Кстати, в этот же день откроется кинофестиваль дебютных и студенческих фильмов «Начало», фильмом-открытием которого станет легендарный «Октябрь» Эйзенштейна – тот самый, со «штурмом Зимнего».

Так же
О передаче сборников мультфильмов и Сертификата Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы школе Роншез города Ниццы
В Москве вспоминали Михаила Ульянова
В кинотеатре «Россия» прошёл социальный кинолекторий «Саранск – здоровый город»
«Такси-блюз» во Франции