ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

Спектакль «Из жизни планет» — музыкальное посвящение оттепели

Источник: NEWSru.co.il

Одна из самых интеллигентных московских рок-групп, «Мегаполис», в этом году празднует свое тридцатилетие. Этот музыкальный коллектив всегда был в стороне от мейнстрима, предпочитая вечные темы острым и актуальным.

Широкую известность группа получила не в последнюю очередь благодаря песням, написанным на стихи Иосифа Бродского, Александра Бараша, Васко Попы и Андрея Вознесенского.

В рамках празднования юбилея «Мегаполис» приезжает в Израиль с уникальным проектом «Из жизни планет», и его по праву можно назвать остро актуальным, несмотря на то, что он посвящен эпохе «оттепели». Точнее российскому кинематографу 1960-х годов – поистине золотому веку российского кино, который, увы, продлился совсем недолго. Свой проект бессменный лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров назвал «музыкальным посвящением неснятым фильмам 60-х».

Олег Нестеров – человек разносторонний: музыкант и поэт, писатель и композитор, телеведущий и продюсер. Среди успешных проектов его музыкальной компании «Снегири-музыка» – «Маша и медведи», Найк Борзов, Ундервуд, Евгений Гришковец и многие другие.

Кроме того Нестеров – автор двух книг, созданных в жанре альтернативной истории, но основанных на реальных событиях. Роман «Юбка» повествует о зарождении рок-н-рола в предвоенной Германии, а «Небесный Стокгольм» рассказывает историю друзей, чья юность пришлась на 60-е годы. К этому интереснейшему периоду российской истории Нестеров обратился и в проекте «Из жизни планет», где ему удалось создать музыкальные темы, которые вполне могли бы звучать в то время.

В основе музыкального спектакля – история четырех неснятых фильмов: «Причал» и «Прыг-скок, обвалился потолок» Геннадия Шпаликова, «Семь пар нечистых» Владимира Мотыля и «Предчувствие» Андрея Смирнова. Это рассказ о картинах, которые должны были снимать самые талантливые кинематографисты 60-х, но по воле чиновников от Госкино сценарии были забракованы, а съемки остановлены. «Мегаполис» создал звуковые дорожки к этим несостоявшимся шедеврам.

Смелость Нестерова, написавшего музыку к сценариям Геннадия Шпаликова, вызывает уважение. Вся страна в свое время пела «А я иду, шагаю по Москве», а Шпаликова многие называли одним из создателей «оттепели», чьи фильмы отличали головокружительная свобода, пьянящая радость, легкость и любовь к Москве.

Жизнь Шпаликова – одного из самых талантливых людей своего времени – оборвалась трагически: человек, олицетворявший свободу, после ее уничтожения стал опасен, и чиновники Госкино просто перестали принимать его сценарии. Трагически оборвалась и жизнь режиссера, который должен был снимать «Причал». Владимир Китайский учился во ВГИКе у Михаила Ромма и считался самым талантливым учеником на его курсе, где в то же время учились Шукшин и Тарковский. Но именно от него все ждали нового слова в искусстве. Легко представить. как мог бы повлиять на отечественную культуру фильм, снятый этим тандемом.

История не знает сослагательного наклонения, однако человек устроен так, что не может не думать о том, что бы было, если… Олег Нестеров говорит: «У нас были бы иные герои и крылатые фразы, изменился бы весь наш культурный код. Мы взяли всего четыре неснятых фильма из великого множества других, и написали к ним музыку. Вернее, мы написали музыку, в которой можно увидеть эти фильмы, представить, какими бы они были».

Музыканты придумали нетривиальный способ рассказать о том времени – то, что не удалось сделать, говорит об эпохе зачастую даже больше, чем сделанное. К концу 60-х студии превратились в кладбища неснятых фильмов, а многие уже готовык шедевры на долгие годы легли «на полку». Однако это не только грустный ностальгический проект, но и печальный рассказ о современной России, где опять, уже в который раз, уничтожается свобода, закручиваются гайки, отменяются спектакли, запрещаются фильмы. Музыканты, обратившись к событиям 60-х, ведут разговор о дне сегодняшнем.

Спектакль «Из жизни планет» является частью одноименного мультиплатформенного проекта, в который также входят масштабный интернет-ресурс Рlanetslife.ru и двойной альбом группы «Мегаполис».

Работа над проектом велась в течение трех лет, были изучены архивы Государственного музея кино, РГАЛИ, Госфильмофонда, РИА Новости, а также многие личные архивы. Большую помощь и поддержку при работе над проектом оказали непосредственные герои событий тех лет: Александр Митта, Андрей Смирнов, Наталья Рязанцева, Юлий Файт, Сергей Соловьев, Али Хамраев, Юрий Клепиков, Герман Климов.

Проект «Из жизни планет» стал заметным событием в России, его назвали одним из самых значимых культурных событий последних лет. Он удостоен национальной премии «Книга года-2015» и был номинирован на премию журнала «GQ» «Человек года-2015».

Кроме того. «Из жизни планет» возглавил список лучших музыкальных проектов 2014 года по версии журнала «Сноб», вошел в шорт-лист премии «Сноб» и стал дважды лауреатом независимой музыкальной премии «Степной волк-2014». Одноименная пластинка группы «Мегаполис», включающая титровые песни и инструментальные темы к четырем неснятым фильмам 60-х, попала в итоговую «двадцатку лучших музыкальных альбомов 2014» .

Так же
100-летие Октябрьской революции в кинотеатре «Россия»
Программа фильмов «Дней российского кино в Вене»
«Дни российского кино» в Вене
В Уфе прошла «Кинолениниана», посвященная 100-летию Великой Октябрьской революции