ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

Минкультуры огорчило Госфильмофонд

Текст: Николай Корнацкий
Фото: ТАСС/Станислав Красильников
Архивисты опасаются, что закон, отменяющий сдачу фильма на пленке, повредит сохранности кинонаследия

Минкультуры собирается упростить процедуру выдачи прокатного удостоверения. Предполагаемая реформа, которая коснется ряда технических моментов, облегчит жизнь продюсерам, но, как отмечают архивисты, дорого обойдется государству и может нанести катастрофический урон сохранности кинематографического наследия.

По существующим правилам, чтобы получить «прокатку», продюсер сначала обязан сдать в Госфильмофонд копию фильма, причем обязательно на пленке. Как отмечают в ведомстве, сегодня большинство картин снимается на «цифру» и перевод в аналоговый формат является затратным процессом.

— Мы не заинтересованы в том, чтобы производители отечественных фильмов тратили деньги на что-то ненужное, — отметил Владимир Мединский, комментируя поправки на совещании с лидерами киноотрасли.

Министр предложил отменить сдачу копии на пленке как обязательное условие получения «прокатки». Если закон будет принят, продюсеры смогут сдавать фильмы на хранение позднее.

Как пояснили «Известиям» в пресс-службе министерства, законодательная инициатива «еще прорабатывается».

— Экземпляр фильма обязательно будет сдаваться в Госфильмофонд, однако сделать это можно будет уже после выдачи прокатного удостоверения, конкретные сроки пока не определены, — сообщили «Известиям» в ведомстве. — Как уже отмечалось ранее, конкретный формат сдачи копии не предполагается указывать в законопроекте. Формат, в котором копия будет сдаваться в Госфильмофонд, предполагается утвердить приказом Минкультуры, который, безусловно, будет разрабатываться с привлечением представителей архивного сообщества.

По мнению вице-президента Международной федерации киноархивов (FIAF) и старшего куратора Госфильмофонда России Петра Багрова, этот закон может нанести большой урон общей сохранности кинематографического наследия.

— Получение прокатного удостоверения было главной мотивацией для продюсеров сдавать фильмы на хранение, — пояснил «Известиям» Петр Багров. — Сохранность фильмов первой половины 1990-х годов у нас почти такая же плохая, как и немого кино. За этот период мы недополучили многие, даже уже ставшие классикой фильмы. Или получили, как «Бесконечность» Марлена Хуциева, но в единственной позитивной копии, которую не можем выдавать — она портится после каждого просмотра. Всё это происходило потому, что продюсеры не были обязаны законом сдавать копии. И сегодня, когда это довольно затратный процесс, апеллировать к их сознательности довольно наивно.

Опасения Госфильмофонда разделяют и в Российском государственном архиве кинофотодокументов (РГАКФД), куда сдаются документальные фильмы.

— С конца 1980-х годов по начало 2000-х у нас настоящий провал в визуальной истории страны, — поделилась директор архива Наталия Калантарова. — При Горбачеве на телевидении прекратили использовать пленку. Стали снимать на видеокамеры, а так как кассет было ограниченное количество, их постоянно перезаписывали. Из-за этого у нас почти не сохранилось документальных съемок того времени. Так как в то время никто не обязан был сдавать нам материалы, у нас образовались белые пятна в хронике по 2000 год. Например, почти нет съемок Горбачева и Ельцина. Это видно по юбилейным передачам, где телевизионщики вынуждены использовать материал в очень плохом качестве.

В министерстве пообещали, что обязательно будут учитывать «необходимость долгосрочного хранения копий фильмов», но дешевле и долговечнее пленки пока ничего не придумано, утверждает Петр Багров. По его словам, главная проблема в том, что цифровые форматы постоянно меняются, поэтому, чтобы сохранить фильм, его необходимо постоянно перезаписывать. Такая работа в масштабах национального архива ведет к колоссальным затратам.

По согласованию с Министерством культуры РГАКФД уже принимает кроме пленки цифровые форматы Веtа Digital, HD CAM и 2K, в которых может гарантировать сохранность информации.

— Перевод «цифры» на пленку действительно дорогой, но затраты на хранение пленки в пять раз меньше, — рассказала Наталия Калантарова. — Электронный формат нужно проверять каждый год, так как могут возникнуть те или иные виды брака. Ежегодно мы все документы проверяем и при необходимости перезаписываем на новый носитель или переводим в новый формат. Пленку же мы проверяем раз в пять лет.

Как пояснил Петр Багров, существует много возможных вариантов облегчить эту ношу для продюсеров, но пока к диалогу ни один архивист приглашен не был. По факту в состав госсубсидии на производство фильма уже включены траты на перевод фильма с «цифры» на пленку. Государство может выделять на эти траты дополнительный бюджет архивам или продюсерам, отмечает эксперт.

Госфильмофонд уже обратился к главе думского комитета по культуре Станиславу Говорухину с просьбой вмешаться. В РГАКФД готовят обращение к руководству Росархива.

Так же
Фильм Александра Аскольдова «Комиссар» в Вене
Телеканал РБК Уфа об открытии кинофорума в Республике Башкортостан
Официальный YouTube-канал Госфильмофонда России
Уфимцы увидят «Золотую коллекцию Госфильмофонда» и любимых актеров