ФГБУК "Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"
rus_eagleФедеральное Государственное
Бюджетное Учреждение Культуры
Учредителем и собственником
имущества Госфильмофонда является
Российская Федерация

Новости

Одиссея Театра Турски

Текст: Ирина Корнеева

Источник: ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

В Марселе завершился фестиваль российского искусства
Во Франции говорят: если соединить Каннский фестиваль с Авиньонским, то получится русский Марсельский. Но только немножко мощнее этих двух. Но даже если убрать из этой шутки долю шутки. Двадцать два года подряд (это уже на полном серьезе) в Марселе в Театре Турски проходит фестиваль российского искусства, руководитель которого — французский актер, режиссер и президент Международного института театров Средиземноморья Ришар Мартен, — «заболев» однажды русским театром и загоревшись идеей устраивать его ежегодные гастроли во Франции, смог осуществить свою мечту и найти поддержку как у себя в стране, так и у нас.
Ришар Мартен, склонив голову перед портретом Сергея Арцибашева. Фото: Ирина Корнеева

Ришар Мартен, склонив голову перед портретом Сергея Арцибашева. Фото: Ирина Корнеева

В нашем минкультуры еще в ту пору, когда театрами там заведовал замминистра Константин Щербаков. Изменчивые политические настроения, санкции и экономические кризисы оказались фестивалю нипочем — по сей день в Театре Турски принимают коллективы из Москвы, Петербурга и российской провинции. А подключившийся к театральной истории Госфильмофонд России готовит и представляет тематическую кинопрограмму. Как премьерную, так и ретроспективную — для знакомства с ментальностью и эффекта полного погружения в культуру страны….Театр Турски очень необычный. Кино там плотно переплетается с театральными сюжетами. Как только приближаешься к зданию, ощущение возникает, что ты попал внутрь фильма Феллини. Чудеса начинаются с порога. Потому что посетителей встречают не билетеры, а пять добрейших собак, три театральные кошки, одна лошадь, «прописанная» в театре, а также два живописных жирафа, один деревянный олень (арт-объект) и веселая корова. Тоже одинокая, и тоже скульптурная… Люди в Театре Турски, разумеется, тоже есть — более 400 артистов и создателей спектаклей проходят через его сцену каждый сезон. Ришар Мартен, кажется, всех знает лично и помнит поименно. Так же, как и все в городе знают его — человека колоритного, о ком во Франции и за ее пределами ходят легенды. Ну, например, как он в свое время добился строительства государственного театра.

Марсель — город портовый, и мужчины в нем живут и работают решительные. Даже в театрах

Здесь надо сделать оговорку, что Марсель — город портовый, и мужчины в нем живут и работают решительные. Даже в театрах. «Франция — страна очень бюрократизированная, — делился впечатлениями представитель Госфильмофонда в Грузии Теймураз Шенгелия, готовящий сейчас визит Театра Турски и его руководителя в Москву и в Тбилиси. — Препятствий — официальных и неофициальных — Ришару Мартену там чинили множество. Когда он понял, что не может одолеть бюрократические препоны, Ришар договорился с рабочими из порта, пригнал подъемный кран, подвесился на нем перед Марсельским муниципалитетом, и в таком состоянии, с неба, несколько часов кричал лозунги против бюрократии… Собралась толпа. Все французские газеты тогда опубликовали фотографии с комментариями. И в конце концов власти сдались… Нет, не в тот же день — чуть позже. Но это была решающая битва, которая продолжалась несколько лет. И только предпринятый перформанс определил благополучный исход строительства театра, который теперь очень хорошо знают многие русские режиссеры и актеры». И на сцене которого на французском языке поставили много русской классики.

Первой режиссерской работой Ришара Мартена в Марселе стали «Записки сумасшедшего» Гоголя. Первым привезенным гастрольным спектаклем — «Месяц в деревне» Театра на Покровке в постановке Сергея Арцибашева. С тех пор Гоголь, Чехов, Тургенев, Булгаков стали постоянными «авторами» Театра Турски — афиши с хорошо знакомыми русскими названиями украшают все стены театра. Шли и на эксперименты: когда один из фестивалей решили посвятить Булгакову, Театр Турски и Театр на Покровке показали совместную постановку «Кабалы святош», в которой каждый из артистов играл на своем родном языке. А когда в Марселе устраивали Петербургские театральные сезоны, приглашали БДТ им. Товстоногова, «Мастерскую» Григория Козлова и украшали программу фильмами из собрания Госфильмофонда, действие которых происходит в красивейшем городе на Неве. «Мы готовили тогда петербургское путешествие по разным эпохам российской истории. Показывали Петербург Достоевского, среди героев которого мог впоследствии оказаться и такой персонаж, как Распутин. Рассказывали о героическом сопротивлении нашего народа в дни фашистской блокады Ленинграда. Постижение непростого петербургского характера продолжал фильм «Монолог», а на улицы сегодняшнего Санкт-Петербурга выходила кинокамера в фильме «Питер FM», где властвовали новое время, новые характеры и неизменно прекрасный Петербург», — вспоминал гендиректор Госфильмофонда Николай Бородачев. В этом году петербургскую кинопрограмму в театральном ключе продолжил петербургский Театр Семьянюки, московскую представил старожил фестиваля Театр на Покровке, международную — ансамбль танца им. Игоря Моисеева. А в кинопрограмму Госфильмофонда в Марселе вошли фильмы Михалкова, Сокурова, Говорухина, Митты; советская мультипликация, избранная киноклассика. Показывали от «Девяти дней одного года» Михаила Ромма до «Солнечного удара» Никиты Михалкова и «Конца прекрасной эпохи» Станислава Говорухина.

Так же
Фильм Александра Аскольдова «Комиссар» в Вене
Телеканал РБК Уфа об открытии кинофорума в Республике Башкортостан
Официальный YouTube-канал Госфильмофонда России
Уфимцы увидят «Золотую коллекцию Госфильмофонда» и любимых актеров