Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
"Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации"

Новости

Два крупнейших мировых киноархива подписали Соглашение о сотрудничестве

21.11.2018 | Новости

На  VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве между Госфильмофондом России и Французской синематекой.

Несколько лет назад во Франции научными сотрудниками Госфильмофонда было обнаружено 16 русских дореволюционных фильмов, считающихся в России утраченными. Восстановить картины, каждая из которых снята более века тому назад, — задача, которую поставили перед собой два крупнейших мировых киноархива.

В этом списке работы великого режиссера Якова Протазанова «Лучше смерть, чем бесчестье» и «Любовь японки», в которых снялась легендарная Ганако — «японская Элеонора Дузе», актриса, покорившая Европу, ставшая музой и возлюбленной Огюста Родена.

В «Лиге самоубийц» Кая Ганзена, также обнаруженной, снимался «король экрана» Владимир Максимов, а уголовная драма «Борец под черной маской» Николая Брешко-Брешковского принадлежит не только к истории кино, но и к истории спорта: здесь снимались популярнейшие тяжелоатлеты начала XX века, чемпионы по французской борьбе Иван Лебедев и Иван Шемякин. Также к зрителю вернется и самая первая экранизация драмы Островского «Гроза», в которой дебютировала знаменитая Вера Пашенная.

Гастроли братьев Адельгейм — эпоха в истории русского театра. Но еще совсем недавно считалось, что все их киносъемки утрачены. Теперь одного из братьев — Рафаила — можно увидеть в мелодраме «Кара Божья».

«Эта находка является большим событием не только для кинематографа, но и для истории страны», — сказал и.о. генерального директора Госфильмофонда Сергей Алексеев. «В дореволюционной России было снято почти 2500 картин. В российских архивах сохранилось лишь 325, поэтому любой найденный фильм — большая удача. Здесь же речь идет о 16 картинах, причем картинах первого ряда», — добавил он.

В свою очередь, куратор киноколлекции Французской синематеки Селин Рюиво отметила, что реставрационные работы начнутся с фильмов Якова Протазанова. «Мы хотим сделать цифровую реставрацию при сканировании в 4К, но также планируем сделать копию и на плёнке 35мм», — сказала она.